Профориентационная работа в ГБПОУ РО «СККПЛ» в 2020-2021 учебном году.
Основной целью профориентационной работы является привлечение педагогического состава лицея, а также обучающихся Лицея к активному участию в мероприятиях по профессиональной ориентации молодежи города Сальска, Сальского района и других близ лежавших районов.
Задачи профориентационной работы:
- изучение и прогнозирование перспектив формирования контингента Лицея;
- комплектование групп 1 курса;
- конструирование системы профориентационной работы;
- пропаганда уровня образовательной деятельности Лицея;
- повышение качества контингента обучающихся (более высокий образовательный уровень, увеличение количества «отличников» и «хорошистов»);
- создание привлекательного образа Лицея в городе, районе, возможностей трудоустройства на предприятиях города и муниципальные предприятия района;
- установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ, а также работодателями.
В процессе реализации программы профориентационной работы коллектив Лицея стремится:
- к тому, чтобы перед школьниками города и района приоткрылись возможности нашего учебного заведения, которых по каким-то причинам они не видели или не ясно видели до сих пор;
- к тому, чтобы выпускники школ города и района сделали обоснованный выбор между альтернативами средних профессиональных учебных заведений;
- к тому, чтобы в процессе профориентационной работы они получили обратную связь;
- к тому, чтобы они совершили конструктивные изменения в своей жизни.
Профессиональная ориентация ГБПОУ РО «СККПЛ» как система деятельности включает в себя следующие компоненты:
- профессиональное просвещение (профинформация);
- профессиональная консультация;
По реализации данных компонентов педагогический коллектив Лицея проводит работу в средних общеобразовательных школах города.
Профессиональное просвещение проводится во время встреч педагогического коллектива Лицея с учащимися 9-х классов и их родителями. Профессиональное просвещение предусматривает овладение учащимися общеобразовательной школы определенной совокупности знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях получения профессий в ГБОУ РО «СККПЛ», информацию о профессиях среднего профессионального образовании, о требованиях к ним и о процедуре поступления в Лицей.
Профессиональная консультация предполагает установление соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей школьника специфическим требованиям той или иной профессии. Члены приемной комиссии Лицея оказывают консультацию абитуриентам, поступающим на ту или иную профессию.
Система профориентационной работы Лицея включает как традиционные, так и инновационные формы работы.
- проведение информационной, агитационной, разъяснительной работы среди школьников о модели формирования контингента обучающихся Лицея;
- привлечение преподавателей и обучающихся Лицея к пропаганде уровня образовательной деятельности Лицея;
- проведение аналитической и исследовательской работы по изучению перспектив формирования контингента, формирование плана набора обучающихся на 1 курс;
- развитие деятельностных форм взаимодействия со школьниками, организация нетрадиционных форм внеклассных занятий.
Содержание деятельности.
В работе по профориентации мы выделяем несколько необходимых этапов:
- организационный;
- информационно-аналитический;
- непосредственная работа с обучающимися, выпускниками школ города, района их родителями;
- создание привлекательного образа Лицея;
- работа приемной комиссии.
На организационном этапе происходит утверждение перечня профессий, по которому будет проводиться подготовка в текущем году, определяются школы, производится закрепление инженерно-педагогических работников за каждой конкретной школой, а также создаются группы обучающихся, которые будут проводить агитационную работу.
На втором этапе происходит сбор информации о количестве выпускников в 9-х классах школ города и района, их распределении по половому признаку, определяется для каждой школы количество выпускников, которые должны поступить в СПО (т.е. закладываются плановые цифровые ориентиры). Поступающая информация анализируется, изучается количество учащихся, успевающих на «хорошо» и «отлично», на «удовлетворительно». В ходе бесед с классными руководителями школ, преподавателями выясняются планы выпускников относительно выбора будущей профессии и учебного заведения, где они хотели бы обучаться.
На третьем этапе происходит непосредственные выходы и выезды инженерно-педагогических работников в школы.
Преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели встречаются с учащимися, в ходе бесед дают им необходимую информацию о профессиях, реализуемых в Лицее, условиях обучения, возможных перспективах после окончания Лицея. На таких беседах очень важно донести до сознания школьников основное содержание деятельности по интересующим их профессиям, требованиям к работникам, где и как эти профессии можно освоить. Особое внимание уделяется работе с «хорошистами».
Важным звеном в профориентационной работе Лицея является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного воспитания – непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гипер опеке, что тормозит развитие личности, и главное – мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу, как для самих учащихся, так и для их родителей.
Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий и специальностей. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии или специальности. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха.
Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся. Данная работа реализуется через родительские собрания, где родителям дается информация о профессиях нашего Лицея, об условиях обучения, возможных перспективах после окончания Лицея.
С целью знакомства с Лицеем ежегодно проводятся «Дни открытых дверей», где учащиеся школ встречаются с преподавателями и мастерами производственного обучения различных профессий. Организовываются мастер – классы, экскурсии по Лицею, лабораториям и мастерским. Такие экскурсии эффективно влияют на профессиональный интерес школьников, если хорошо продумана и организована цель такой встречи – подробное знакомство с профессией.
Во время таких экскурсий школьники получают следующую информацию:
- общие сведения о профессии;
- психофизиологические требования профессий к человеку;
- характеристика процесса обучения и процесса прохождения практики;
- получение специальной подготовки, экономическая и правовая стороны профессиональной деятельности.
Этап создания привлекательного образа Лицея реализуется на протяжении всего учебного года и включает в себя участие и выступление обучающихся во всех городских, зональных и областных мероприятиях, будь то спортивные соревнования, конкурсы технического мастерства, ярмарка вакансий, различные акции, выступление в местной прессе.
На этапе работы приемной комиссии организовывается целенаправленная деятельность с поступающим контингентом.